В тридцатые годы Москва предстает перед нами городом, где под блестящим фасадом строительства нового общества скрываются страх и подозрительность. Главный герой, известный драматург, внезапно оказывается в эпицентре идеологической бури – его последняя пьеса признана антисоветской, постановку запрещают, а самого писателя изгоняют из Союза литераторов, лишая не только статуса, но и средств к существованию. На фоне этого личного краха, когда кажется, что жизнь потеряла всякий смысл, судьба сводит его с загадочной и прекрасной Маргаритой, замужней женщиной, изнывающей от пустоты и несчастья в своем браке. Их встреча становится точкой отсчета для нового творческого замысла – драматург начинает работу над романом, где реальность причудливо переплетается с вымыслом, а прототипами персонажей становятся люди из его ближайшего окружения.
Центральной фигурой этого произведения в произведении становится таинственный Воланд, могущественный и загадочный иностранец, чей образ списан с реального знакомого драматурга. Этот персонаж постепенно приобретает мистические черты, становясь своеобразным демиургом, который испытывает на прочность московское общество, обнажая его пороки, лицемерие и страхи. Через призму создаваемого романа главный герой не просто описывает окружающую его действительность, но и пытается осмыслить собственное положение, найти ответы на мучительные вопросы о творческой свободе, любви и предназначении художника в тоталитарном государстве. Параллельно развивается и его отношения с Маргаритой – их связь, полная страсти и драматизма, становится не только личной историей, но и метафорой борьбы за право на чувство в мире, где частная жизнь подвергается тотальному контролю.